banner-mia2.gif

ОПУБЛІКОВАНО: Жук В.Н. Мировозренческий подход решения глобальных и локальных социально-экономических кризисов (в контексте 150-летия от дня рождения В.И. Вернадского) / В.Н. Жук // Історія освіти, науки і техніки в Україні: матеріали VIII Всеукр. конф. молодих учених та спеціалістів, 21 трав. 2013 р., м. Київ / НААН, ННСГБ; редкол.: В.А. Вергунов (голова) [та ін.]. – К., 2013. – Ч. 2. − 52 с. - С. 31-38.

МИРОВОЗРЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ

(в контексте 150-летия от дня рождения В.И. Вернадского)

В.Н. Жук, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент НААН, академик-секретарь отделения аграрной экономики и продовольствия НААН

 

Уважаемые коллеги! В Национальной академии аграрных наук Украины в отделении экономики, тема, связанная со 150-летием академика В. И. Вернадского, уже дважды рассматривалась в Институте агроэкологии природопользования и в Институте аграрной экономики, т.е. уже прошли две такие конференции. Это говорит о том, что и экономисты тоже ищут в наследии Владимира Ивановича Вернадского свои источники, силу, уверенность в теориях, экономических доктринах.

Одна из тем, с которой я хочу с вами поделиться, – тема философского мировоззрения на природу богатства. Изучение природы богатства является предметом экономики. Владимир Иванович Вернадский как ученый с большой буквы, гений, не мог обходить тему экономики. Думаю, он видел и, возможно, дискутировал (я не историк, это тема для вас) о природе богатства с разными экономическими школами, изучал разные экономические теории. Экономисты исследуют, откуда берется богатство, это интересная тема для нас всех, каждый человек хочет быть богатым и счастливым, заниматься прибыльным делом, быть успешным.

Ученые отвечают на вопрос природы богатства по-разному (рис. 1).

 

Image

Рис. 1. Природа богатства в разных экономических теориях

 

Интересна точка зрения ранних экономистов на природу и источник богатства. Например, меркантилисты, которые были еще до физиократов, это примерно XVIXVII ст., видели, что богатство формируется при обмене. При обмене – получаем источник богатства. Позже представители классической политэкономии, в лице Адама Смита, видели источник в наличии и использовании капитала, рынка. Марксисты, в частности Карл Маркс, видели природу богатства в эксплуатации рабочей силы. Маржиналисты (это уже научные школы современной экономики) говорили о необходимости организации эффективной работы, при ограниченных ресурсах, что и формирует богатство (использование минимума ресурсов).

Среди современных экономических теорий, институциональная экономическая теория видит природу происхождения богатства также в уменьшении трансакционных издержек. Я упрощенно объясню сущность трансакционных издержек. Это издержки, связанные с определенной социально-экономической средой – условиями хозяйствования. Например, если изолировано от социо-экономической среды что-то производить, перерабатывать, то будем иметь только трансформационные затраты, то есть, трансформируется один продукт в другой продукт. Трансакционные затраты – это то, что мы несем за то, чтобы быть в социо-экономической среде, то, что отдаем государству, разным теневым схемам, это все трансакции. Их минимизация в современном мире формирует основу богатства.

Однако Владимиру Ивановичу Вернадскому была близка совсем другая философия происхождения богатства. Философия, связанная с теорией физической экономии. Основа такой близости заключается в космическом, философском мировоззренческом взгляде академика на природу богатства и сущность этого понятия. Это связано с приростом энергии на Земле. И эта философия учит, что богатство формируется в земледелии. «Земля мать богатства, труд его отец». Эта теория и философия близки нашим славянским народам. Давайте вспомним блокаду Ленинграда, когда нечего было кушать, то цена денег, цена золота приравнивалась к нулю. Когда в Украине был голодомор и нечего было кушать, человеческие ценности были иные. Когда нам холодно, и нет газа и тепла, то ценность, которую мы сейчас считаем богатством, илюзорна. Деньги при таком мировоззренческом, философском восприятии имеют минимальное значение. Поэтому Вернадский, придерживаясь такой философии, говорил, что теория физической экономии для человечества, для земли, есть базовой. Он говорил, что теорию физической экономии  в свое время не поняли и не оценили, это известные факты (Том 1 Избранных трудов академика В.И. Вернадского). Такая философия очень важна, в т.ч. и для развития экономики не только для бизнесменов, а для человечества, для планеты Земля в целом.

Рассмотрим, как это мировоззренческое сопоставление ценностей представлено в современной экономике. Сравним размер капитала «Facebook» и знаменитого для Украины «Газпрома» Российской Федерации (рис. 2).

Image

Рис. 2. Мировоззренческое сопоставление ценностей в современной экономике (млрд. $)

Капитал «Facebook» в денежном измерении, в оценке современной экономики максимально был представлен на Нью-йоркской фондовой бирже, и достигал 123 млрд. долларов США. Сегодня его цена 63 млрд. дол., об этом мы поговорим немного позже. В то же время пик оценки активов «Газпрома» – на уровне 106 млрд. дол. США. И это с его всеми источниками: газа, трубопроводами и т.д. Это говорит о том, что сегодня ценности навязываются. Глобальная иллюзорность не соответствует философии Вернадского. Если не будет тепла, вряд ли будут интересны «компьютеры», хотя «компьютеры» интересны, когда есть тепло, есть еда. Но за что же так высоко ценятся «компьютеры»? Наверное, здесь срабатывает то, что экономисты под богатством видят денежные потоки и не отстаивают, то, что важно для человечества. Искаженные представления, как ни странно, идут от одной из самых загадочных специализаций экономической профессии – финансистов-бухгалтеров. Бухгалтера формируют разную цену активов, в зависимости от того, когда фирмы выходят на биржи, или когда к ним идет кредитор. Очень много искусного могут сделать сегодня бухгалтера. Как правило, очень хитрые вещи делают западные финансисты. Для наших, со славянской ментальностью, и даже с континентальной ментальностью, характерной для французов, немцев делать такие вещи сложно. В то же время для американской, англо-саксонской системы характерно управление через финансы, через воздушные пузыри виртуальной экономики. Для Украины, России важно понимать базовость, на которой мы стоим. Базовость Вернадского – это ценность реальных вещей, активов реальной экономики.

Известно, что китайская цивилизация дала миру бухгалтерский учет в государственном измерении. Мо-цзы говорил, что оценка не превращает ложное в истину, и истину в ложь. Оценка – это выбор между полезным и вредным (табл. 1).

Таблица 1

Проблема учетной оценки

 

Image

 

Оценка всегда была манипуляцией. Но когда государство стоит на твердых философских мировоззренческих позициях, тогда оценка работает на социум.

Для рынка и для человечества нужны разные оценки. Есть специалисты, и они это делают ради всего человечества. Вячеслав Ярославович Соколов, покойный уже, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, теоретик бухгалтерского учета, говорил, что современные оценки держатся на определенных мифах. Справедливые в кавычках оценки, навязаны англо-саксонскими законодателями моды по финансовой отчетности. Эти люди знают, что делают. Они ценят близкие им (виртуальные) активы выше, чем то, что мы имеем. Что происходит, если превалирует институциональный интерес виртуальной экономики на оценку? Стоимость активов реальной экономики падает, а стоимость виртуальных активов растет (рис. 3).

Image

Рис. 3. Определяющее влияние интересов институтов виртуальной экономики на оценку активов

Кто сегодня в мире определяет финансовую, отсюда и военную мощь? Англо-саксонские страны. Активы реальной экономики и реальное богатство в мире падает в цене, а активы виртуальной экономики – возрастают.

И наоборот (рис. 4).

Image

 

Рис.4. Определяющее влияние интересов институтов реальной экономики на оценку активов

Если бы у развивающихся стран была возможность влиять на мировую методологию оценки, человечество рационально использовало ископаемые, земли сельхозназначения, всё, чем наши страны располагают, чем они богаты. Мировые экономики имели бы другое мировоззрение.

Поэтому, опираясь на идеи Вернадского, на теоретическую школу НААН, мы утверждаем, что оценка в мире должна быть сбалансирована в институциональных интересах (рис. 5).

 

Image

 

Рис. 5. Институциональный подход к решению проблем

бухгалтерской оценки

Преимущества западных ценностей нужно воспринимать так, как мы сейчас с вами рассмотрели, что это просто-напросто институциональная стратегия навязывание ценностей.

Важен союз ученых стран с однотипными экономиками, институтами. Ведь что такое неформальный институт? Это устойчивые социо-культурные психотипы, это культура, это мышление, это психология. Формальные институты – это законы и другие написанные «правила игры». У славянских народов и религия, и культура, формальные институты, другие составляющие одинаковы. Нам надо понимать это и на базе  физиократических и институциональных доктрин учиться отстаивать свои ценности.

Необходимо по Вернадскому видеть проблему, что однополюсного влияния не должно быть. Потому что однополюсный мир в экономике, философии приводит к кризису. Так обстоит дело и с «Facebook», цена падает, было 123 млрд., сейчас уже 68 млрд. Собственники, которые купили акции Facebook по максимальной цене, сегодня в два раза беднее. Вот к чему приводит эта философия. Поэтому мы и называем подобное явление виртуальной экономикой. Надо жить и уметь отстоять реальные ценности.

Теория физической экономии, институциональная теория, которую мы сейчас в Национальной академии аграрных наук, в Институте аграрной экономики, в Институте учета и финансов отстаиваем, базируется на философии академика Вернадского. Она  нацеливает научное сообщество на необходимость отражения в МСФО интересов различных институтов не столько для отстаивания интересов «слабых», сколько для соблюдения закона диалектики единства и борьбы противоположностей в МСФО, что усиливает возможности предупреждения экономических кризисов. Имеет большое значение, кто формирует методологию и разрабатывает МСФО – представители одной институциональной группы или при этом есть конкуренция, действует закон диалектики единства и борьбы противоположностей.

Результаты фундаментальных исследований дают нам возможность уже сейчас направлять свои рекомендации и предложения касательно формирования стандартов финансовой отчетности. Для Украины, Российской Федерации существует приоритет реальных ценностей – земель сельхозназначения, самовоспроизводящихся биологических активов и т.д. (рис. 6).

Image

 

Рис. 6. Участие Украины в глобальной стратегии навязывания ценностей через формирование методологии МСФО

 

Это надо делать уверено на базе теорий физической экономии, институциональной теории и на философском фундаменте Вернадского. Мы понимали, что должны научиться отстаивать интересы человечества. И это по Вернадскому. Спасибо за внимание