banner-mia2.gif

УДК 657.37:334.726

И.Ф. Егорычева,

эксперт-консультант по финансовым вопросам в Международных ННО

в Республике Узбекистан,

директор Ташкентского представительства Международной Неправительственной Организации «Deutsche Welthungerhilfe»

 

Ключевые вопросы, которые рассматриваются:

·          Обоснована необходимость ведения учета и предоставления отчетности Международными Неправительственными Некоммерческими Организациями, работающими в Узбекистане, согласно законодательству Узбекистана;

·          Подробно рассмотрен объект «Учет оплаты труда» (формирования фонда оплаты труда, полнота отражения в учете средств на оплату труда, начисления и уплата налога на доходы физических лиц), составляющий особую сложность и вызывающий особое внимание при проверке деятельности неправительственных организаций

 

Key issues that are examined:

·          Necessity of conducting the accounting and granting of the reporting by the International Nongovernmental Noncommercial Organizations working in Uzbekistan according to the legislation of Uzbekistan is proved;

·          The object «Accounting of a payment» (formations of fund of a payment, completeness of reflection in the accounting of means for a payment, charges and payment of the tax to incomes of physical persons) making special complexity and causing special attention during checking the activity of the nongovernmental organizations is considered in details

 

Первые Неправительственные Некоммерческие Организации (ННО) в Узбекистане появились в 1991 году. Наряду с открытием местных неправительственных организаций в Узбекистане открыли свои представительства около ста международных неправительственных некоммерческих организаций (МННО). Правительство Узбекистана, признавая партнерство и высоко оценивая вклад МННО в решение социальных проблем в республике, в свою очередь предоставило им целый ряд налоговых и таможенных льгот. Все это требует серьезного отношения к организации грамотного, «прозрачного» бухгалтерского учета в МННО.

В 2004 году в Узбекистане была произведена регистрация Международных ННО в Министерстве Юстиции Республики Узбекистан, что однозначно обозначило их официальный статус в республике, как юридических лиц. Многие МННО, обслуживаемые ранее Службой Дипломатического Сервиса МИД РУ по вопросам бухучета, оказались перед необходимостью самостоятельно вести учет хозяйственных операций и предоставлять отчетность в соответствии с требованиями, предъявляемыми к юридическим лицам, работающим на территории Узбекистана. Необходимо особенно отметить тот факт, что отчетность, представляемая донорам, спонсорам или головному офису, находящемуся за границей не отменяет учета и отчетности, предусматриваемой законодательством Узбекистана. Конечно, в этом случае также нужно учитывать и международные договора, и протокольные соглашения и другие документы.

Несмотря на то, что целостная нормативная система учета для ННО в Узбекистане еще не определилась, на сегодняшний день принят ряд основополагающих законодательных документов, связанных с деятельностью некоммерческих организаций в нашей Республике. Так 14 апреля 1999 года был принят Закон Республики Узбекистан №763-I «О негосударственных некоммерческих организациях», регулирующий деятельность  ННО на территории Республики. Определен правовой статус, порядок регистрации, права и обязанности ННО. Обязанность «соблюдать законодательство, обеспечивать доступность к информации об использовании своего имущества и денежных ресурсов, предоставлять налоговым и статистическим органам отчеты о своей деятельности».

Налоговый Кодекс Республики Узбекистан, Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете», Национальные стандарты бухгалтерского учета  - вот далеко не полный перечень законов, также помогающих организации грамотно использовать свои права и обязанности.

Как же с учетом вышесказанного организовать «прозрачный» бухгалтерский учет для Международной Неправительственной Некоммерческой Организации, работающей в Узбекистане?

Так как в основном финансовый департамент в МННО возглавляют иностранные специалисты, на наш взгляд необходимо рассмотреть всю систему учета, принятую в Узбекистане, начиная с «азов», по принципу «step by step» - «шаг за шагом».

Прежде всего будем исходить из основных принципов бухгалтерского учета, определенных статьей 6 Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете»: ведение бухгалтерского учета методом двойной записи; непрерывность бухгалтерского учета; денежная оценка операций, активов и пассивов; достоверность информации; начисление; предусмотрительность (осторожность); преобладания содержания над формой; продолжающаяся деятельность предприятия; сопоставимость отчетных показателей; нейтральность финансовой отчетности; соответствие доходов и расходов отчетного периода; фактическая оценка активов и обязательств. Данные принципы, в той или иной формулировке соответствуют международным бухгалтерским стандартам.

Следующим важным шагом для организации является определение методов и форм бухгалтерского учета (регистров), принимая во внимание характер деятельности организации. Основными формами бухгалтерского учета являются мемориально-ордерная, журнально-ордерная, журнал-главная книга. Использование программных средств, в частности программного обеспечения «1-С бухгалтерия» позволяет значительно облегчить разноску данных по счетам. Однако автоматизация определенных рутинных бухгалтерских  процедур не должна и не может заменить компетентного бухгалтера. Все машинограммы должны тщательно проверяться, чтобы избежать возможных программных ошибок, либо ошибок при вводе данных.

Итак, мы освоили принципы бухгалтерского учета, определили методы и форму бухгалтерского учета.

Далее необходимо определить объекты бухгалтерского учета на предприятии.

Объектами бухгалтерского учета являются основные и текущие активы, обязательства, собственный капитал, резервы, доходы и расходы, прибыль, убытки и хозяйственные процессы, связанные с их движением. Их можно разделить на три группы: хозяйственные средства, их источники и хозяйственные процессы, происходящие на предсприятии.

Например, определим следующие объекты учета:

1.Учет денежных средств, финансовых вложений расчетных и кредитных операций

2.Учет основных средств и нематериальных активов

3.Учет материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов

4.Учет оплаты труда

5.Учет расходов по проектам

6.Учет налогов с предприятии

Так как в первую очередь особое внимание при проверке деятельности неправительственных организаций уделяется вопросу формирования фонда оплаты труда, полноты отражения в учете средств на оплату труда, начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, в рамках данной статьи более подробно рассмотрим объект «Учет оплаты труда».

Обозначим пять составляющих по этому объекту:

1.                      Форма оплаты труда, порядок начисления заработной платы и других выплат

2.                      Документальное оформление заработной платы

3.                      Учет расчетов с работниками по заработной плате и другим выплатам

4.                      Учет подоходного налога и других удержаний из заработной платы

5.                      Учет и порядок начисления, уплаты и расходования страховых взносов

 

1.Форма оплаты труда, порядок начисления заработной платы и других выплат.

Негосударственные неправительственные организации самостоятельно определяют формы, системы и размер оплаты труда. Состав работников ННО можно разделить на четыре категории:

·постоянные работники – это сотрудники, трудовые книжки которых находятся в отделе кадров организации или в отделе кадров Службы Дипломатического Сервиса Министерства Иностранных Дел (для международных неправительственных организаций)

·Совместители

·Лица, с которыми заключены гражданско-правовые договора (трудовые соглашения) на выполнение работ, оказание услуг, в том числе договора подряда, договора поручения и договора возмездного оказания услуг

·Волонтеры (добровольцы) – лица, безвозмездно оказывающие содействие организации.

Отношения организации с постоянными работниками и совместителями регулируются Трудовым Кодексом РУз и другими норами трудового законодательства. Суть этих отношений заключается в следующем: подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, право на ежемесячное получение заработной платы, право на ежегодный оплачиваемый отпуск и т.д.

Отношения с лицами, с которыми заключены гражданско-правовые договора регулируются Гражданским Кодексом РУз.

Для избежания недоразумений желательно также составлять договора с волонтерами, в которых оговаривать безвозмездный характер работы.

Прием на работу оформляется трудовым контрактом (договором) и изданным после его подписания приказом руководителя организации (начальника СДС МИД – для международных организаций) о приеме на работу.

На предприятии разрабатывается и утверждается руководителем штатное расписание, где устанавливаются должностные оклады всех работников. Для отдельных категорий сотрудников ННО может устанавливать сдельную оплату труда.

Заработная плата устанавливается в национальной валюте Узбекистана – сумах.

 

2.Документальное оформление заработной платы

Основными документом для расчета повременной заработной платы является табель учета рабочего времени, известный в международных компаниях как «timesheet», что в переводе с английского означает «временной лист». Он заполняется ответственным лицом и подписывается у руководства. Дни неявок отражаются шифрами: болезнь – «Б», выходные и праздники – «В», отпуск – «О» и т.д.

В случаях, когда в ННО одновременно выполняется несколько проектов целесообразно ввести в табель учета рабочего времени номера или названия проектов. В этом случае самим работником ведется почасовой учет затраченного времени на тот или иной проект, затем табель подписывается руководителем. Это позволяет определить затраты на оплату труда на конкретный проект, пропорционально затраченному времени.

Оформленные соответствующим образом первичные документы сдаются в конце месяца в бухгалтерию, работники которой их тщательно проверяют, затем расчитывают причитающуюся каждому работнику заработную плату.

 

3. Учет расчетов с работниками по заработной плате и другим выплатам

Основным документом для оформления расчетов с работниками является расчетная ведомость. Она содержит следующие показатели – начисление по видам выплат – оборот по кредиту счета 6670 «Расчеты с персоналом по оплате труда», удержания из заработной платы – оборот по дебету счета 6670 «Расчеты с персоналом по оплате труда», разница составляет сумму к выдаче на руки и переносится в расчетную ведомость для выплаты зарплаты.

Аналитический учет зарплаты ведется на лицевых счетах каждого работника. Для этого используется типовая «книга расчетов по зарплате рабочих и служащих», либо различные компьютерные программы ( 1_С бухгалтерия, Exсel  и т.д.), которые значительно облегчают расчеты. Компьютерные данные в обязательном порядке должны быть сохранены на бумажных носителях.

Начисление зарплаты по основной деятельности ННО оформляется следующим образом:

Дт 8800 – «Счет учета целевого финансирования»

Кт 6710 – «Расчеты с персоналом по оплате труда»

 

4.Учет подоходного налога и других удержаний из заработной платы

Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) удерживается согласно Налоговому Кодексу Республики Узбекистан, Инструкцией «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц» и другими нормативно-правовыми актами.

Объектом налогообложения являются доходы граждан. С 1 января 2005 года налог на доходы с физических лиц взимается в следующих размерах.

 

Размер совокупного дохода

Сумма налога

До 5-кратного размера минимальной заработной платы

13 % от суммы дохода

От 5- кратного до 10-кратного размера минимальной заработной платы

Налог с 5-кратного размера + 21% от суммы, превышающей 5- кратный размер минимальной заработной платы

От 10-кратного размера минимальной заработной платы

Налог с 10-кратного размера +30% от суммы, превышающей 10-кратный размер минимальной заработной платы.

 

Примеры расчета подоходного налога и подробные разъяснения ежемесячно публикуются в профессиональных изданиях (например, в газете «Налоговые и таможенные вести»), что позволяет даже начинающему бухгалтеру правильно рассчитать этот вид налога.

Бухгалтерская проводка по удержанию подоходного налога:

Дт 6710 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кт 6410 «Задолженность по платежам в бюджет»

В связи с введением накопительной пенсионной системы с 1 января 2005 года 1 % от начисленной заработной платы (доходов) работников ежемесячно вносится на индивидуальные накопительные счета. Полученная сумма вычитается из начисленного налога на доходы физических лиц.

Дт 6410 «Задолженность по платежам в бюджет»

Кт 6530 «Платежи на индивидуальные накопительные счета»

 

5.Учет и порядок начисления, уплаты и расходования страховых взносов

Исчисление единого социального платежа и обязательных страховых взносов граждан производится исходя из фактического фонда оплаты труда (дохода) и заработной платы всех категорий работников, на которых распространено социальное страхование.

Ставка единого социального платежа от фонда оплаты труда юридических лиц устанавливается в законодательном порядке. С 1 января 2005 года она составляет 31% для предприятий всех форм собственности.

Следует отметить, что единый социальный платеж перечисляется юридическими лицами в полном объеме начисленной суммы, без каких-либо вычетов на оплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и т.д. После предоставления отчетности о наличии расходов по государственному социальному страхованию, районные (городские) отделы социального обеспечения перечисляют средства для соответствующих выплат на вторичные счета хозяйствующих субъектов.

Начисление платежей по страхованию отражается следующим образом:

Дт 8800 «Счета целевого финансирования» - в зависимости от учетной политики принятой на предприятия могут использоваться счета учета затрат.

Кт 6511 «Отчисления от ФОТ в Пенсионный фонд»

Отчисление на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение работников и других аналогичных расходов отражается на счетах:

6510 «Платежи по страхованию»

6520 «Платежи в государственные целевые фонды»

Для аналитического учета открывают дополнительные счета (субсчета), например счет 6511 для учета обязательных страховых взносов и т.д.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ННО служит основным источником информации о ее деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в ее работе, помогает наметить пути совершенствования ее деятельности.

В заключении хотелось бы отметить, что ННО не подлежат обязательной аудиторской проверке в Республике Узбекистан, однако специфика организации подразумевает вливание средств доноров, которых интересует финансовое положение организации и средством обеспечить доверие доноров к отчетности грантополучателей является независимый аудит.